0
ENG

Финансовая модель.


Простая и мощная подсистема создания финансовой модели организации, позволяющая наглядно представить взаимное влияние параметров доходов и расходов с планом счетов. Используйте набор модулей, представляющих сложные расчетные алгоритмы в виде деталей конструктора, из которых Вы без труда соберете параметрическую модель и сможете прогнозировать развитие бизнеса.

Типичный подход к финансовому моделированию – это составление в Excel таблиц, в которых специалист в виде формул описывает взаимосвязь строк и столбцов. Зачастую эти взаимосвязи сложны и неочевидны, полученная модель сложна для анализа. Мы предлагаем альтернативу – снижение времени моделирования, использование готовых решений отдельных задач, наглядность, снижение вероятности ошибок, возможности оптимизации и многое другое.


Параметрическая финансовая модель «Law-Studio» – это набор взаимосвязанных показателей и индикаторов, представленный в виде диаграммы. Взаимная зависимость показателей формируется из бизнес-логики конкретного предприятия. На рисунке приведен фрагмент финансовой модели, в котором эта логика следующая:

Показатель выручки формируется как количество покупателей, умноженное на средний чек. Количество покупателей, с в свою очередь, зависит от количества посетителей торгового центра, с учетом коэффициентов конверсии, включенных в показатель «Продажи» - интегрированный показатель типа «воронка продаж».

Каждый показатель содержит набор параметров, определяющих его значение на периоде моделирования, например, показатель «Средний чек» имеет два таких параметра – «начальное значение» и «тренд», позволяющих рассчитать значение показателя для каждого периода.

*У некоторых показателей количество параметров может быть значительно больше.

Работа с цифрами отделена от работы с бизнес-логикой, и это дает возможность один раз определив взаимосвязанность параметров, затем многократно изменять правила расчета численных значений, анализируя полученный результат.

Цель моделирования – получить упрощенное представление о хозяйственной деятельности организации, создать основу для принятия обоснованных решений:

·         Следует ли делать инвестиции в полученную бизнес-модель;

·         Понять и найти пути решения текущих и потенциальных проблем;

·         Каким вопросам уделять наибольшее внимание, какие показатели контролировать;

·         Как наиболее эффективно построить систему мотивации, т.е. на изменение каких показателей мотивировать персонал.

Для решения этих задач используйте индикаторы (специальные элементы финансовой модели, приводящие значения показателей по всем периодам моделирования к единственному числу) – приведенный денежный поток, стоимость бизнеса и т.п. и сервис анализа чувствительности, позволяющий оценить влияние каждого из параметров модели на результат – значение индикатора.

Состав интегрированных параметров, индикаторов, сервисов может изменяться, по мере подключения дополнительных провайдеров – не пропускайте новости с сайта Law-Studio.

Если Вы не нашли нужный интегрированный показатель, но понимаете его необходимость, пишите admin@law-studio.ru , мы постараемся помочь.

Финансовая модель масштабируется – Вы можете определить несколько направлений деятельности организации, каждая из которых содержит набор показателей от выручки до маржинальной прибыли. Кроме того, предоставляется механизм группировки и создания комплексных показателей, представляющих из себя вложенные модели (показатель содержит в себе полноценную финансовую модель, с собственной диаграммой).

Глоссарий финансовой модели.

 

Параметр.  Числовое значение, определяющее величину показателей. Способ преобразования параметров в показатели может быть, как простым, определяемым зависимостями, так и сложным – определяемым интегрированными показателями. Параметры используются для управления моделью и решения оптимизационных задач.

Показатель. Ряд значений, распределенных во времени.  Показатели могут быть активными (значения которых могут определяться пользователем, путем прямого ввода данных по периодам или задания значений определяющих параметров - тренд и начальное значение параметра) или пассивным (рассчитываемые на основании других параметров).

__________________Способы определения активных показателей:

-          Табличный. Вводится значения по каждому периоду. Возможно редактирование в форме Excel с использованием всех стандартных и некоторых дополнительных функций.

 

-          Тренд. Задается начальное и тренд. На форме редактирования, Вы можете «перетаскивать» конечную точку на графике для изменения тренда или ввести значения в соответствующе поле. Обратите внимание, что значение тренда можно указывать как изменение в абсолютных единицах (единицах измерения показателя) в год, так и относительных – процентах в год. Кроме этого, существует возможность задать периодичность изменения значения показателя, т.е. можно предусмотреть, что это значение изменяется не каждый шаг модели, а реже. Например, описывая правило индексации заработной платы, скажем на 15% в год, Вы можете указать, что перерасчет следует производить раз в квартал, или раз в год.

 

Режим «тренд» предусматривает еще одну возможность – управление сезонностью. Вы можете задать отклонения по периодам в процентах от среднегодового значения и нормализовать – обеспечить в сумме нулевое отклонение по году.

 

При наличии исторических значений показателя, сезонность и тренд могут быть рассчитаны автоматически.

 

-          Аппроксимация по точкам. Вы можете произвольно модифицировать уже существующую зависимость, перетаскивая десять реперных точек на графике, остальные значения будут автоматически пересчитываться.

Интегрированные показатели. Показатели, которые имеют некоторое количество дополнительных внутренних параметров и некоторую внутреннюю логику для решения типичных бизнес-задач. Например, такой параметр, как «отсрочка», содержит активный внутренний показатель «дней отсрочки», с помощью которого определяется задолженность продавцов или покупателей. При этом сам показатель отсрочки пассивен.

 

Индикатор. Расчетная величина (единственное значение, в отличии от показателей). Индикаторы являются целью расчета, именно на них ориентируемся при принятии решений.

Счет.

Счет в целом подобен показателю, за исключением того, что значение показателей – это оборот за некоторый период, а значение счета – это значение на начало периода.

В финансовой модели (далее - ФМ) изначально заложена общепринятая базовая структура счетов и финансовых показателей, а также основные правила взаимодействия между ними.

Счета – это показатели, содержащие информацию об остатках на начало каждого периода и оборотах.

                Активы:

·         Деньги и эквиваленты

·         Дебиторская задолженность (задолженность наших покупателей)

·         Запасы

·         Долгосрочные инвестиции

·         Основные средства

Пассивы:

·         Капитал

·         Кредиторская задолженность (наша задолженность перед поставщиками)

·         Долгосрочные займы

·         Нераспределенная прибыль

С бытовой точки зрения можно сказать, что Пассивы нам показывают, откуда организация взяла деньги, а Активы – куда она их потратила.

Состав счетов может быть изменен, путем детализации уже существующих. Например, из счета «Запасы», может быть выделен счет «Незавершенное производство». Базовый состав счетов не меняется.

Зависимости. Протягивая связь между двумя элементами модели, вы создаете зависимость конечного элемента от начального. При расчете значений конечного элемента учитывается тип зависимости (сложение, вычитание, умножение, деление), типы элементов (счет или показатель), единицы измерения элементов.

Основные правила:

Сначала производится все операции сложения и вычитания, затем умножения и деления.

Если оба элемента имеют единицу измерения – «валюта», то значение приводится по курсовой разнице в соответствии с выбранным сценарием, который предоставляет прогнозные курсы валют на период прогнозирования.

Если исходный элемент имеет единицу измерения – «процент», а второй нет, то при сложении и вычитании производится операция *(1+процент) и *(1-процент) соответственно, а при умножении и делении - *процент и /процент.

Активные элементы. Это специальные параметры, увязывающие между собой другие показатели и счета. Их особенность в том, что они содержат в себе определенный расчетный алгоритм и увязывают всегда два элемента (для обеспечения правила «двойной записи»). В зависимости от типов этих элементов, активные элементы подразделяются на:

-          Балансовые активный элемент. Изменяют два счета (актив-пассив, пассив-пассив, актив-актив). В первом случае, знак изменения одинаков (счета или увеличиваются, или уменьшаются одновременно, в остальных – изменения однонаправленны.

Примеры:

o   Инвестиционная деятельность. Уменьшает счет денежных средств (актив) и увеличивает счет основных средств или нематериальных активов (актив).

o   Выплата дивидендов. Уменьшает счет денежных средств (актив) и уменьшает счет нераспределенной прибыли (пассив).

o   Увеличение капитала. Увеличивает счет денежных средств (актив) и увеличивает счет капитала (пассив).

 

-          Композитный активный элемент. Изменяют какой-либо показатель бюджета доходов-расходов и один из счетов. Знак изменений, также, как и в случае балансовых показателей, зависит от активности или пассивности счета.

Примеры:

o   Показатели отсрочки исполнения обязательств. Изменяют счет денежных средств с одной стороны и счет дебиторской или кредиторской задолженности с другой.

o   Сделка займа. Изменяет счет денежных средств и счет долгосрочной задолженности или показатель «процентов по займам». Именно из-за присутствия этого показателя он является композитным, а не балансовым.

Количество разнообразных активных показателей, будет со временем увеличиваться, предоставляя все больше возможностей для совершенствования Вашей модели.


Смотри также:

Методика использования финансовой модели.

Пошаговая инструкция по созданию финансовой модели.


___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Скринкасты от LawStudio


Завод удобрений Часть 1 


Завод удобрений Часть 2 




Агентская модель